Применение лакокрасочных материалов в судостроении и судоремонте.

 

Применение лакокрасочных материалов в судостроении и судоремонте.

 

В современном мире краской покрыто почти все, что нас окружает от маленьких до больших объектов. За обычным баллончиком с краской, банкой или бочкой скрывается целая индустрия. Краска была необходима человечеству с незапамятных времен и к настоящему времени вышла на высочайший качественный уровень. Необходимые компоненты для изготовления корабельной краски со временем принципиально не изменились. Для чего необходимо пигмент, который создает нужный цвет, растворитель, чтобы краску можно было легко использовать, и связующий элемент, который будет сдерживать все это вместе. Для изготовления судовых красок используют новейшие достижения в науке и технике.

Почему корабль или судно нельзя покрасить обычной краской, почему нужна специальная краска, которая может стоить в десятки раз дороже. В это трудно поверить, но самыми страшными врагами морских судов являются морские обитатели (Рис. 1). На первый взгляд это кажется забавным, но когда миллионы этих «вредителей» прикрепляются на корпус корабля, они нарушают обтекаемость и как следствие скорость движения судна может падать на 8-10 процентов, а рост расхода топлива до 20-35 процентов за межудоковый период. Для недопущения подобного, разработаны специальные противообрастающие материалы (ХВ-5286С, ХС-5226) (Рис. 2).

Подводная лодка при поступлении в доковый ремонт СПРАВОЧНО: Обрастанию подвергаются не только суда, но и причальные сооружения, знаки навигационной обстановки, морские гидротехнические сооружения (шлюзы, дамбы, стационарные и плавучие буровые установки и пр.), а также устройства промышленных предприятий, использующих морскую воду. Поиски средств для защиты судов от обрастания велись с глубокой древности (многослойная обшивка, покрытие корпусов смолой, дегтем с добавлением серы, мышьяка, пороха и др.). Только в Англии за период с 1625 по 1865 г. зарегистрировано 300 патентов на противообрастающие покрытия. В настоящее время основным средством в борьбе с обрастанием остаются лакокрасочные покрытия, токсичные компоненты которых (соединения меди, ртути, мышьяка и др.) выделяются в поток воды около корпуса и уничтожают морских «вредителей». Затраты на защиту судов от обрастания достигают огромных размеров. Так, в 1972 г. они превышали в США 200 миллионов долларов, в Англии — 280 миллионов фунтов стерлингов. Основные пути снижения этих затрат — оптимизация междудоковых периодов судов с учетом района их плавания и характеристики покрытия, а также создание средств, снижающих трудоемкость очистки корпусов судов.
Рис. 1 Подводная лодка при поступлении в доковый ремонт.  

 

Надежность и долговечность судовых конструкций зависят от решения задач по:

  1. Выбору материалов и технологии их обработки;
  2. Оценки совместимости различных материалов;
  3. Расчету оптимальных толщин элементов конструкций;
  4. Выбору систем противокоррозионной защиты в соответствии с условиями эксплуатации конструкций.
Судно после очистки корпуса и нанесения противообрастающего покрытия
  Рис. 2 Судно после очистки корпуса и нанесения противообрастающего покрытия

 

Особенности условий эксплуатации судовых конструкций, технические, санитарно-гигиенические и экологические требования к системам противокоррозионной защиты

Spoiler: Highlight to view

     Район судна

Наименование конструкции

Тип и назначение судна или конструкции

Условия эксплуатации

Методы защиты

Орган сертификации

     

Среда

Факторы воздействия

   

Подводная часть корпуса

Форштевень, ахтерштевень, киль, скуловые кили, кронштейны гребных валов, наружная обшивка

Суда неограниченного района плавания

Поток морской и пресной воды

Механические повреждения, обрастание*

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой (протекторной или катодной)

Российский Морской Регистр судоходства

   

Суда ледового плавания

 

Механические повреждения, обрастание

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой (катодной)

 
   

Ледоколы

 

Истирающее действие льда

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой (катодной в ледовом исполнении)

 

Пояс переменных ватерлиний

Форштевень, ахтерштевень, наружная обшивка

Суда неограниченного района плавания

Переменное погружение, поток морской и пресной воды, морская атмосфера

Солнечное излучение, механические повреждения

Система лакокрасочных покрытий

Российский Морской Регистр судоходства

   

Суда ледового плавания

 

Солнечное излучение, механические повреждения, истирающее действие льда

Система лакокрасочных покрытий

 
   

Ледоколы

 

Солнечное излучение, механические повреждения, истирающее действие льда

Изготовление обшивки ледового пояса из плакированных нержавеющей сталью листов, обязательная катодная защита в подводной части корпуса

 

Конструкции, расположенные на подводной части корпуса

Гребной винт

Все суда

Поток морской или пресной воды

Кавитация

Электрохимическая защита подводной части корпуса (протекторная или катодная) с применением контактно-
щеточного устройства

 
 

Гребной и дейдвудный вал

Все суда

Морская вода

Знакопеременные нагрузки

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой

 
 

Внутренняя поверхность дейдвудных труб

Все суда

Морская вода

Контакт разнородных металлов

Система лакокрасочных покрытий

 
 

Подруливающее устройство, перо руля

Все суда

Поток морской воды

 

Электрохимическая защита

 
 

Крыльевые устройства

Все суда

Поток морской воды

Контакт разнородных металлов

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой  

 
 

Наружная поверхность обтекателей

Все суда

Поток морской воды

 

Система лакокрасочных покрытий

 
 

Кингстонные, ледовые ящики

Все суда

Морская вода

Контакт разнородных металлов

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой

 

Надводная часть корпуса

Форштевень, ахтерштевень, наружная обшивка, надстройки, рубки, комингсы люков, тамбуров, вентиляторов, фальшборт и штормовые портики

Все суда

Морская атмосфера, брызги морской воды, атмосферные осадки

Солнечное излучение

Система лакокрасочных покрытий

Российский Морской Регистр судоходства

 

Настил верхней палубы

Все суда

Морская атмосфера, брызги морской воды, атмосферные осадки

Солнечное излучение, нагрев поверхности

Система лакокрасочных покрытий с теплоотражающими свойствами

 
 

Настил верхней палубы в районе швартовых работ

Все суда

Морская атмосфера, брызги морской воды, атмосферные осадки

Солнечное излучение. Истирание

Система лакокрасочных покрытий

 

Грузовые помещения

Грузовые трюма и твиндеки

Суда, перевозящие генеральные и навалочные грузы

Высокая влажность

Истирание

Система лакокрасочных покрытий

Российский Морской Регистр судоходства

   

Навалочники, перевозящие химически
активные грузы

Высокая влажность. Солевые растворы с кислой и щелочной реакцией

Истирание

Система лакокрасочных покрытий

Российский Морской Регистр судоходства

   

Навалочники, перевозящие пищевые грузы

Высокая влажность

 

Система лакокрасочных покрытий

Российский Морской Регистр судоходства. Органы санитарного надзора (контакт с пищевыми грузами)

 

Балластные танки, ахтерпики, форпики, заполняемые коффердамы, отсеки креновые и дифферентные

Сухогрузы и танкеры

Морская вода, высокая влажность

 

Система лакокрасочных покрытий совместно с протекторной защитой

Российский Морской Регистр судоходства

 

Грузобалластные танки

Танкеры

Нефтепродукты. Морская вода. Моющие средства

 

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической защитой (протекторной)

 
 

Грузовые танки

Танкеры

Нефтепродукты, жидкие пищевые грузы. Моющие средства

Подтоварные воды

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимической (протекторной) защитой днища

Органы санитарного надзора (контакт с пищевыми грузами)

 

Цистерны пресной воды

Все суда

Пресная вода

 

Система лакокрасочных покрытий. Изготовление цистерн из листов, плакированных слоем нержавеющей стали

Органы санитарного надзора (контакт с питьевой водой)

Помещения внутри корпуса

Помещения главных и вспомогательных двигателей, сухие отсеки, коффердамы, шахты лагов и эхолотов

Все суда

Высокая влажность

 

Система лакокрасочных покрытий

Российский Морской Регистр судоходства (пожаробезопасность)

 

Конструкции ниже настила двойного дна, настил двойного дна, сточные колодцы машинных отделений и трюмов, панели во всех помещениях с повышенной влажностью. Помещения котлов и грузовых насосов

Танкеры

Высокая влажность

 

Система лакокрасочных покрытий

 
 

Насосные

Танкеры

Высокая влажность

 

Система лакокрасочных покрытий

 

Помещения жилые, служебные и санитарно-
бытового назначения

Жилые и служебные

Все суда

Регламентированная влажность и перепады температур

Декоративные требования

Система лакокрасочных покрытий

Органы санитарного надзора. Российский Морской Регистр судоходства (пожаро-
безопасность)

 

Румпельные

Все суда

Повышенная влажность

Декоративные требования

Система лакокрасочных покрытии

Органы санитарного надзора. Российский Морской Регистр судоходства (пожаро-
безопасность)

 

Аккумуляторные

Все суда

Пары кислот

Декоративные требования

Система лакокрасочных покрытий

Органы санитарного надзора. Российский Морской Регистр судоходства (пожаро-
безопасность)

Помещения внутри корпуса

Санитарно-
бытовые

Все суда

Повышенная влажность, перепады температур

Декоративные требования

Система лакокрасочных покрытий

Органы санитарного надзора. Российский Морской Регистр судоходства (пожаро-
безопасность)

Примечания: * Применение оловосодержащих противообрастающих эмалей запрещено по требованию национальных стандартов природоохранных органов ряда стран. Иностранные порты ограничивают заход судов, окрашенных этими эмалями. Требования отечественных природоохранных органов не содержат ограничений по использованию оловосодержащих противообрастающих эмалей.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ ОКРАСКИ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ

     
            Система окраски судовых конструкций предусматривает последовательное выполнение следующих операций: выбор лакокрасочных материалов, подготовку поверхности металла к нанесению покрытий, подготовку лакокрасочных материалов, метод их нанесения и контроль качества исполнения работ.

Ко всем видам лакокрасочных покрытий предъявляются следующие требования:

     - надежная и долговечная защита судовых конструкций от коррозии и обрастания;

     - совместимость с другими средствами противокоррозионной защиты, применяемыми для судовой конструкции;

     - технологичность (возможность выполнения окрасочных работ при низкой температуре и высокой влажности; сокращение длительности работ за счет высокой скорости высыхания и уменьшения количества слоев системы покрытия);

     - возможность механизированного нанесения;

     - ремонтопригодность (пониженные требования к подготовке поверхности под окраску, широкая гамма по совместимости лакокрасочных материалов, в том числе по старым покрытиям).

Лакокрасочные материалы, применяемые при окрашивании, должны отвечать требованиям технических условий или другой технической документации. Перечень основных физико-химических и технологических свойств лакокрасочных материалов, который должна содержать техническая документация, приведен в Приложении А. Качество поступающих материалов должно быть подтверждено сертификатами и клеймами. Перечень основных показателей качества лакокрасочных материалов, подлежащих входному контролю организациями, производящими окрасочные работы, приведен в Приложении Б.

     Однокомпонентные лакокрасочные материалы обычно поставляются готовыми к употреблению. В случае загустевания возможно разбавление соответствующими разбавителями в количестве от 10 до 20% для обычных красок и до 5% - для тиксотропных.

     Двух- или трехкомпонентные материалы поставляются комплектно и перед применением смешиваются в соответствующих соотношениях. Соотношение компонентов, рабочая вязкость и срок годности приготовленных материалов должны быть оговорены в технических условиях на материал.

     Для защиты стали в период хранения применяются межоперационные грунтовки. Кроме основных требований к лакокрасочным материалам они должны допускать выполнение сварочных работ без удаления грунтовки, не снижая при этом прочностных свойств сварочного шва.

     Межоперационные грунтовки, имеющие сертификат Российского Морского Регистра судоходства с рекомендациями по нанесению на них покрывных лакокрасочных материалов, приведены в Приложении В.

     Окрашивание проводится по установленным технологическим системам, не допуская их упрощения, изменения и замены одного материала другим, если такая замена не приведена в системах или примечаниях к ним в соответствии с Приложением Г. Если по производственной необходимости замена одного лакокрасочного материала другим все же производится, то она может быть согласована с разработчиком РД. На всех этапах технологического процесса соответствующие службы должны осуществлять контроль степени очистки и подготовки поверхности под покрытие, качества нанесения покрытия.

     Подготовка поверхности под окрашивание как в заводских условиях, так и на судне должна проводиться с соблюдением всех требований, так как качество очистки поверхности играет важную роль в защитных свойствах лакокрасочных покрытий и длительности их службы.

    Вид и метод подготовки поверхности определяется выбранной системой окраски. При выборе системы окраски следует руководствоваться оснащенностью предприятия, ведущего работы соответствующим очистным оборудованием.

Полное удаление старого покрытия, включая грунтовки межоперационного хранения, производится на тех участках поверхности, где оно имеет механические или коррозионные повреждения или плохую адгезию. В зависимости от сохранности старого покрытия может применяться общая или частичная очистка поверхности. Если ранее нанесенное покрытие прочное, без коррозионных повреждений и процент его разрушения менее 20%, необходимо использовать частичную обработку (в местах отсутствия покрытия, перекрывая прилегающие участки на 15-20 см по периметру), более 20% - общую обработку. Хорошо сохранившимся покрытием следует считать покрытие, которое не разрушается струёй воды под давлением 200 атм или не удаляется металлической щеткой.

Для получения качественного покрытия каждый материал необходимо наносить рекомендованным для него способом. Перечень основных методов нанесения и возникающие при нанесении материалов дефекты и рекомендации по их устранению приведены  в Приложении Д.

Окрасочные работы следует производить при температуре и влажности в соответствии с технической документацией на применение лакокрасочных материалов. Запрещается производить окрасочные работы в туманную погоду, во время дождя, при скорости ветра более 10-12 м/с. Запрещается окрашивать поверхности, покрытые инеем и льдом и имеющие температуру ниже точки росы.

     Материалы для защиты питьевых цистерн указаны в Приложении Е.

 

Увеличение расхода лакокрасочных материалов в процентах 
в зависимости от шероховатости поверхности корпусов морских судов

 

     Рекомендуемая толщина лакокрасочного покрытия, мкм

Шероховатость корпуса судна, мкм

 

100

200

300

400

500

100

50

100

150

200

250

200

25

50

75

100

125

300

15

35

50

70

83

400

12

25

37

50

62

500

10

20

30

40

50

 

       Фирма-производитель лакокрасочных материалов гарантирует срок службы покрытий при условии, что работы по нанесению лакокрасочных материалов проводятся под наблюдением представителей фирм, а условия эксплуатации покрытий строго соответствуют рекомендациям фирмы.

     Срок возобновления покрытий определяется условиями эксплуатации и зависит от состояния покрытия.

 

Приложение А

     
ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА 
ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

     
     1. Область применения и свойства покрытий
     2. Срок службы покрытия
     3. Технические характеристики
          - цвет
          - основа, количество упаковок
          - массовая доля нелетучих веществ, %
          - время истечения (условная вязкость) по ВЗ-246 с диаметром сопла 4(6) мм при 20° С, с (для нетиксотропных лакокрасочных материалов)
          - время высыхания до степени 3 при 20 °С, ч, не более
          - прочность (эластичность) пленки при изгибе, мм, не более
          - прочность пленки при ударе м·кг, не менее
          - адгезия пленки, баллы, не более
          - толщина нестекающего мокрого слоя, мм, не менее (для тиксотропных лакокрасочных материалов)
          - твердость, усл. ед., не менее
     4. Рекомендации по применению
          - требования к поверхности
          - система окраски, количество слоев
          - способ нанесения
          - температура нанесения
          - растворитель, допустимый % разведения
          - подготовка лакокрасочных материалов к нанесению
          - жизнеспособность при 20 °С (для двухупаковочных материалов), ч
          - расход на один слой, г/м2
          - время высыхания при 20 °С, ч
          - совместимость (предшествующие и последующие материалы)
     5. Гарантийный срок и условия хранения
     
     

Приложение Б
     
СВОЙСТВА ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ВХОДНОМУ КОНТРОЛЮ (С НОРМАТИВНЫМИ ССЫЛКАМИ)

СВОЙСТВА ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВХОДНОМУ КОНТРОЛЮ

     

Свойство

Метод испытания

Цвет

Визуально

Массовая доля нелетучих веществ

ГОСТ 17537

Время истечения (условная вязкость) для нетиксотропных материалов

ГОСТ 8420

Толщина нестекающего мокрого слоя для тиксотропных материалов

Аппликатор

Время и степень высыхания

ГОСТ 19007

Прочность (эластичность) пленки при изгибе

ГОСТ 6806

Прочность пленки при ударе

ГОСТ 4765

Адгезия пленки

ГОСТ 15140

Твердость

ГОСТ 5233

     
  

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

     

ГОСТ 4765-73

Материалы лакокрасочные. Метод определения прочности.

ГОСТ 5233-89

Материалы лакокрасочные. Метод определения твердости по маятниковому прибору.

ГОСТ 6589-74

Материалы лакокрасочные. Метод определения степени перетира прибором "клин" (гриндометр).

ГОСТ 6806-73

Материалы лакокрасочные. Метод определения эластичности пленки при изгибе.

ГОСТ 8420-74

Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости.

ГОСТ 9070-75

Вискозиметры для определения условной вязкости лакокрасочных материалов.

ГОСТ 15140-78

Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии.

ГОСТ 17537-72

Материалы лакокрасочные. Методы определения массовой доли летучих и нелетучих твердых и  пленкообразующих веществ.

ГОСТ 19007-73

Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания.

 

Приложение В

     
МЕЖОПЕРАЦИОННЫЕ ГРУНТОВКИ, НЕУДАЛЯЕМЫЕ ПРИ СВАРОЧНЫХ РАБОТАХ

     

Наименование межоперационной грунтовки

Совместимость с покрывными лакокрасочными материалами

ВЛ-023

Акрилатные, битумные, алкидные, виниловые, полиуретановые, фенолформальдегидные, эпоксидные

ЭП-0263 (ЭП-0263 С)

Поливинилбутиральные, фенолформальдегидные, эпоксиэфирные, модифицированные виниловые, модифицированные эпоксидные

     Приложение Г

     ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ 
ДЛЯ ЗАЩИТЫ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ

     Системы окраски судовых конструкций отечественными лакокрасочными материалами

     

 

 

Наименование судовых конструкций

Тип и назначение судна, конструкции

Обозначение и наименование ЛКМ

Количество слоев, толщина одного слоя, мкм

Степень подготовки поверхности по ISO 8501-1:1988

1. Подводная часть корпуса, днище, борта ниже ватерлинии порожнем, боковые кили и другие выступающие части корпуса, в том числе рули, дейдвудные трубы, подруливающие устройства и т.д.

Суда, эксплуатирующиеся в умеренных широтах

СП-1266С   
ХС-5226

ЭП-1236
ХС-5226

4 (30)      
2 (40)

1-2 (80)
2 (40)

 

St 3

         
 

Суда неограниченного района плавания

ЭП-0263С

1 (20) 

St 3

   

ВЛ-023

1 (15-18)

 
   

ВЛ-02

1 (10) 

 
   

ЭП-439С

2 (100)

 
   

ХС-5226

2 (40)

 
   

ЭП-0263С

1 (20)

St 3

   

ВЛ-023

1 (15-18)

 
   

ВЛ-02

1 (10)

 
   

ЭП-1236

3 (80)

 
   

ХС-5226

2 (40)

 
   

ХС-5226

2 (40)

 
 

Суда неограниченного района плавания и ледового плавания

ЭП-0263С

1 (20)

St 3

   

ВЛ-023

1 (15)

 
   

ХС-436Т

3 (90)

 
   

ХС-436

3 (70)

 
   

ХС-5226

2 (40)

 
   

ХС-436Т

3-4 (90)

Sa 2

   

ХС-5226

2 (40)

 
   

ХС-436Т

4 (90)

Sa 2

 

Ледоколы

ЭП-437

1 (500)

Sa 2 1/2

   

ЭП-437 

1 (500) 

Sa 2 1/2

   

ХС-5226

2 (40)

 

2. Конструкции, расположенные на подводной части корпуса: крыльевые и подруливающие устройства, обтекатели, гребной вал, кингстонные ящики, внутренние поверхности дейдвудных труб и т.д.

 

ЭП-437

ЭП-0263С

ВЛ-023

ЭП-46у

ХС-5226

ЭП-0263С

ВЛ-023

ХС-436Т

ХС-5226

 ВЛ-02

ВЛ-023

ЭП-0263С

ХС-5226

ЭП-0263С

ВЛ-023

ВЛ-02

ЭП-1236

ХС-5226

ЭП-0010

1 (500)

1 (20)

1 (15-18)

 3 (90)

 2 (40)

1 (20)

1 (15-18)

3 (90)

2 (40)

 1 (10)

 1 (15-18)

1 (20)

2 (40)

1 (20)

1 (15-18)

1 (10)

3 (80)

 2 (40)

3 (60)

Sa 2 1/2 

 

 

 

St 3

 

 

 

 St 3

 

 

 

St 3

 

 

St 3

 

 

Sa 2

3. Пояс переменных ватерлиний

Суда, эксплуатирующиеся в умеренных широтах

СП-1266С

ЭП-1236

6 (30)

3 (80)

St 3

St 3

 

Суда неограниченного
района плавания

ЭП-0263С

1 (20)

St 3

   

ВЛ-023

1 (15-18)

 
   

ВЛ-02

1 (10)

 
   

ХС-436Т

2 (90)

 
   

ЭП-0263С

1 (20)

St 3

   

ВЛ-023

1 (15-18)

 
   

ХС-436Т 

2 (90) 

 
   

ХС-5226

2 (40)

 
   

ЭП-0263С

1 (20)

St 3

   

ВЛ-023

1 (15-18)

 
   

ЭП-1236

2 (80)

 
   

ХС-5298С

2 (60)

 
   

ВЛ-02

1 (10)

St 3

   

(ВЛ-023)

1 (15-18)

 
   

ЭП-1236

3 (80)

 
 

Суда ледового плавания

ЭП-0263С

1 (20)

St 3

   

ВЛ-023

1 (15-18)

 
   

ХС-436Т

3 (90)

 
   

ХС-436Т

3 (90)

Sa 2

 

Ледоколы

ЭП-437

1 (500)

Sa 2 1/2

4. Надводный борт и надстройки

 

ЭФ-065

2 (30)

St 3

   

ПФ-167, ПФ-115

3 (30)

 
   

ВЛ-023

1 (15-18)

St 3

   

(ВЛ-02)

1 (10)

 
   

Эвинал 28

2 (40)

 
   

Эвинал 21

2 (40)

 
   

ХС-436Т

1 (90)

St 3

   

Эвинал 21

2 (40)

 
   

ЭП-439С

3 (80-100)

Sa 2 1/2

   

ВЛ-02

1 (10)

St 3

   

ВЛ-023

1 (15-18)

 
   

ЭП-1236

2 (80)

 
   

ПФ-0260 ГФ-021

2 (30)

St 3

   

МС-17

3 (30)

 

5. Металлические палубы

Палубы, не требующие специального покрытия

ЭФ-065

2 (30)

St 3

   

(ЭФ-1219)

1 (100)

 
   

ПФ-1145 (ЭФ-1144)

2 (30)

 
   

ЭП-0263С

1 (20)

 
   

(ВЛ-023)

1 (15-18)

St 3

   

(ВЛ-02)

1 (10)

 
   

ЭП-1236

2 (90)

 
 

Палубы нефтеналивных судов

ЭФ-065

2 (30)

 
   

ЭФ-1219

1 (100)

St 3

   

ЭФ-5144

2 (30)

 
   

ПФ-5135

   
 

Палубы в районе выполнения швартовых работ

ЭФ-065

2 (30)

 
   

ЭФ-1219

1 (100)

St 3

   

ЭФ-1144 нескользящая (ПФ-1145) нескользcenterЭП-0263Сwidth:22.0%;МС-17 nbsp;ящая

2 (30)

 
   

ВЛ-023

1 (15-18)

St 3

   

ВЛ-02

 (10)

 
   

ЭП-1236

2 (80)

 

6. Грузовые трюмы

Суда, перевозящие генеральные и навалочные грузы

ЭФ-065

2 (30)

St 3

   

ПФ-167, ПФ-115

3 (30)

 
   

ЭФ-1219

2 (100)

St 3

   

ЭП-0199

3 (50)

St 2

   

ВЛ-023

1 (15-18)

St 3

   

ВЛ-02

(10)

 
   

ЭП-1236

2 (80)

 
 

Навалочники, перевозящие химически активные грузы

ЭП-0263С

1 (20)

 
   

ХС-436Т

2 (90)

St 3

   

ЭП-0199

1 (50)

 
   

ХС-436Т

2 (90)

St 2

   

ЭП-0199

4 (50)

St 2

 

Навалочники, перевозящие пищевые грузы (зерно)

ХС-436Т

2 (90)

St 3

7. Танки

Грузовые (топливные) цистерны, топливо-балластные, масляные, ахтерпики, форпики и заполняемые коффердамы

Б-ЭП-0261

БЭП-610

1 (200)

1 (200)

Sa 2 1/2

 

Грузобалластные танки

Б-ЭП-0261

1 (200)

Sa 2 1/2

   

БЭП-610

1 (200)

 
   

ВЛ-023

1 (15-18)

 
   

(ВЛ-02)

 (10)

St 3

   

ЭП-1236

3 (80)

 
 

Балластные танки, отсеки креновые и дифферентные

ЭП-0199

1 (50)

 
   

ЭП-46У

3 (90)

St 3

   

ВЛ-023

1 (15-18)

 
   

(ВЛ-02)

 (10)

St 3

   

ЭП-46У

3 (90)

 
   

ВЛ-023

1 (15-18)

 
   

(ВЛ-02)

 (10)

St 3

   

ЭП-1236

3 (80)

 
   

ЭП-0263С

1 (20)

 

8. Различные внутрикорпусные конструкции

Сухие отсеки и коффердамы

ЭФ-1219

ЭФ-065 (ФЛ-03К)

2 (100)

3 (30)

St 3

St 3

 

Выгородки борта, переборки, шахты лага и эхолота, туннели, леера ограждения во всех помещениях с повышенной влажностью

ФЛ-03К (ФЛ-04К, ФЛ-05К, ФЛ-03Ж, ФЛ-04Ж, ГФ-021)

ПФ-218, ДВ-218 

1-2 (30)

 

 

3 (30)

St 3

 

 

   

ЭФ-065

2 (25)

 
   

ПФ-218, ДВ-218

3 (30)

St 3

   

ФЛ-04К (ФЛ-05К, ГФ-021) (ФЛ-03Ж, ФЛ-04Ж)

2 (30)

St 3

   

ПФ-5279

3 (30)

 
 

Выгородки во всех помещениях с повышенной влажностью

ЭП-0010***

ПФ-218, ДВ-218

2 (30)

3 (30)

 

Sa 2

 

Корпусные конструкции ниже второго дна, настил второго дна, фундаменты механизмов ниже съемного настила и МКО, сточные колодцы в МКО и в грузовых трюмах

ЭП-0010***

ЭП-0199

ФЛ-03К (ФЛ-04К; ФЛ-05К, ГФ-021

ФЛ-03Ж, ФЛ-04Ж**

3 (30)

3 (30)

 

3 (30)

Sa 2

St 2

 

St 3

9. Помещения внутри корпуса

Жилье, санитарно-бытовые, служебные, в том числе румпельные

ФЛ-03К (ГФ-021)

ПФ-218, ДВ-218

1 (30)

3 (30)

St 3

 

Аккумуляторные

ЭП-0010

3 (30)

Sa 2

   

ЭП-0199

3 (30)

St 2

     
     Примечание. * Применение ХС-436Т или ХС-436 по желанию заказчика и условий эксплуатации.
                                ** При окраске конструкций из легких сплавов применять грунтовки ФЛ-03Ж, ФЛ-04Ж вместо ФЛ-03К, ФЛ-04К, ФЛ-05К.
                               *** При окраске конструкции из легких сплавов необходимо применять грунтовки АК-070, АК-070М.
          

  Время высыхания лакокрасочных материалов,
пригодных к нанесению при отрицательных температурах

 

     Наименование ЛКМ

Время высыхания, ч при температуре °С

 

минус 15

минус 10

минус 5

0

Грунт фосфатирующий ВЛ-02, ВЛ-023

-

1,5-2

1,5-2

1,5

ХС-436, Эвинал 21, Эвинал 28 

24

20

16

12

ХС-436 тиксотропная

48

36

30

24

СП-1266 С

18

14

12

10

ХС-5298 С

36

24

20

20

ХС-5226

24

18

15

12

ЭФ-065

-

-

48

24

ЭФ-1219

-

-

78

48

ЭФ-1144,ЭФ-5144

-

-

48

24

62-106-93

-

-

-

24

АК-070, АК-070М

-

-

2,5

2

ЭП-0263С

-

72

54

36

     Совместимость покрытий на различных основах

     Покрытие предыдущее (основа)

Обоз-
начение покры-
тия

Обозначения последующего покрытия

   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Масляная, масляно- смоляная

1

*

*

*

-

-

-

-

08)

08)

01)

-

-

*

-

*

-

-

-

Алкидная

2

*

*

*

-

-

-

-

08)

08)

01)

-

-

*

-

*

-

-

-

Битумная и пековая

3

-

-

*

*

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Виниловопековая и хлоркаучуково- пековая

4

02)

02)

*

*

*

02),3)

-

-

02),3)

-

-

-

02)

-

02)

-

-

-

Виниловоалкидная

5

*

*

-

-

*

04)

-

04)

04)

*

-

-

-

*

*

-

-

Виниловая

6

*

*

-

*

*

-

*

*

*

-

-

*

-

*

-

-

-

Поливинил- бутиральная5

7

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

-

07)

Акриловая (винилово- акриловая, хлоркаучуково- акриловая)

8

*

*

-

-

*

*

-

*

*

*

-

-

*

-

*

-

-

-

Хлоркаучуковая

9

*

*

-

*

*

04)

-

*

*

*

-

-

*

-

*

-

-

Эпоксиэфирная

10

*

*

-

-

04)

*

-

-

08)

*

-

       -

*

-

*

-

-

-

Эпоксидная

11

-

*

-

-

06)

06)

-

06)

06)

06)

*

06)

-

*

-

-

-

-

Эпоксидно-пековая (эпоксиднокаменно-
угольная)

12

-

-

-

-

06)

06)

-

-

06)

06)

06)

*

-

-

-

-

-

-

Фенолалкидная

13

*

*

*

-

-

-

-

-

-

*

-

-

*

-

*

-

-

-

Полиуретановая

14

*

*

-

-

*

*

*

-

*

*

*

-

*

*

*

-

-

-

Фталевоуретановая

15

*

*

-

-

-

-

-

-

-

01)

-

-

*

-

*

-

-

-

Кремнийорганическая

16

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

*

-

-

Цинксиликатная на жидком стекле

17

-

-

-

*

-

*

*

*

*

*

*

*

-

-

-

-

*

*

Этилсиликатная

18

-

-

-

*

-

*

*

*

*

*

*

*

-

-

-

-

*

*

     
     Примечание: * - наносить; - - наносить нельзя; 0 - можно применять с ограничениями;
         1) - в случае, если эпоксиэфирное пленкообразующее разбавлено уайт-спиритом;
         2) - если не пробиваются (не мигрируют) битумы и пеки к поверхности пленки;
         3) - при нанесении противообрастающей эмали целесообразно использовать промежуточный (изолирующий) слой для предотвращения диффузии токсинов в битумные (пековые) на нижележащие слои;
         4) - после проверки адгезии из-за разнообразия входящих растворителей;
         5) - при толщине слоя не более 10-20 мкм;
         6) - после придания шероховатости покрытия или по отлипу;
         7) - по остаткам плотнодержащегося покрытия;
         8) - после эксплуатации не менее 3-х месяцев.
          

 

Приложение Д

     
ДЕФЕКТЫ ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ, 
ПРИЧИНЫ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ

     

Дефекты окраски

Причины появления

Способ устранения в процессе окрашивания*

Подготовка поверхности под окраску

Морщинистость, рябизна, ЛКП не высыхает, шелушение, отслаивание, пузыри, поры

Поверхность плохо очищена от ржавчины, пыли, от непрочно держащегося старого ЛКП

Очистить поверхность

 

Поверхность увлажнена

Высушить поверхность

 

Поверхность плохо обезжирена

Обезжирить поверхность

Подготовка лакокрасочных материалов к нанесению

Морщинистость

Вязкость ЛКМ выше нормы

Разбавить ЛКМ до вязкости, соответствующей нормативу

Потеки, наплывы, отсутствие сплошности, растрескивание

Вязкость ЛКМ ниже нормы

Употребление ЛКМ вязкости, соответствующей нормативу

Воздушные пузыри, поры

Применение разбавителей, не предусмотренных нормативом

ЛКМ заменить. Применять ЛКМ, изготовленный в соответствии с нормативом

 

Загрязнение ЛКМ минеральными маслами, водой

ЛКМ заменить

 

ЛКМ нанесен на недостаточно просохший слой

Выдержать сроки сушки слоев

Шероховатость, плохой розлив, свертывание краски

Применение разбавителей, не предусмотренных нормативом

Применять ЛКМ, приготовленный в соответствии с нормативом

Сбор на поверхности

Загрязнение ЛКМ механическими примесями, плохая фильтрация

Профильтровать ЛКМ

 

ЛКМ плохо перетерт

Заменить ЛКМ

Кратеры (оспины)

Вязкость ЛКМ выше нормы

Разбавить ЛКМ до нужной вязкости

 

Плохое перемешивание ЛКМ перед применением

Перемешать ЛКМ

 

Загрязнение ЛКМ минеральными маслами, водой

ЛКМ заменить

Пятна, разнооттенность

Плохой перетир краски

ЛКМ заменить

 

Плохое перемешивание ЛКМ перед применением

Перемешать краску

ЛКМ не высыхает

Применение сиккативов, не предусмотренных нормативом, или в количестве, превышающем норму

Невысохший слой ЛКМ полностью снять. ЛКМ заменить. Применять ЛКМ, изготовленный в соответствии с нормативом

 

Применение отвердителя, не соответствующего нормативу по номенклатуре, количеству, качеству

ЛКМ заменить. Применять отвердитель в соответствии с нормативом

 

Разбавление краски путем смешивания различных по типу материалов или с помощью разбавителей, не предусмотренных нормативом

ЛКМ заменить

Нанесение лакокрасочных материалов аппаратом БР

По краям факела наблюдаются сгущения в виде "усов", на поверхности - параллельные полосы

Низкое давление ЛКМ

Увеличить давление

 

Засорение и закупорка всасывающей системы

Прочистить и промыть фильтры

 

Повышенная вязкость ЛКМ

Уменьшить вязкость введением растворителя

Факел сужен в центре в виде "уса"

Изношено сопло

Заменить сопло

 

Большая вязкость ЛКМ

Уменьшить вязкость

 

Материал не поддается распылению

Использовать другой метод окрашивания

Факел имеет несимметричную форму

Засорение сопла

Прочистить

 

Повреждено или изношено сопло

Заменить сопло

Факел имеет значительное туманообразование

Давление ЛКМ превышает необходимое, расход через сопло велик для данного материала

Уменьшить давление, использовать сопло с меньшим расходом

 

Велико расстояние от краскораспылителя до окрашиваемой поверхности

Уменьшить расстояние

В ходе работы угол рас*/trtd style=-/td border=ЛКМ заменитьpпыления постепенно уменьшается, отпечаток факела сужается

Засорились фильтры

Прочистить и промыть фильтры

 

Сетки фильтров не соответствуют расходу сопла и дисперсности пигмента

Заменить сетки фильтров

На окрашенной поверхности наблюдаются "потеки" и "оплывание"

Большая толщина пленки ЛКМ

Увеличить скорость перемещения краскораспылителя, применить сопло с большим углом распыления

 

Большая текучесть пленки
ЛКМ

Применить сопло с меньшим расходом, покрытие наносить в несколько слоев

В факеле ЛКМ наблюдаются "плевки", на распылительном сопле - потеки в виде капель

Недостаточное давление краски

Повысить давление

 

Засорилось сопло или фильтры

Прочистить сопло и фильтры

 

Износ или повреждение клапана краскораспылителя

Отремонтировать краскораспылитель

На окрашенной поверхности параллельные полосы при исправном сопле

Недостаточное перекрытие проходов

Соблюдать равномерность перекрытия проходов

 

Задержка в перемещении краскораспылителя

Краскораспылитель перемещать равн/tdcenter/tdtd style=centerp align= омерно, на ходу открывая и закрывая клапан

Насос работает, но не засасывает ЛКМ

Подсос воздуха во всасывающей системе

Проверить уровень ЛКМ в расходной емкости, прочистить и затянуть соединения краскопровода, проверить исправность шлангов высокого давления, подтянуть или заменить манжеты гидронасоса

 

Засорение и закупорка фильтра всасывающей системы

Прочистить и промыть сетку фильтра

 

Открыт перепускной клапан

Закрыть клапан

 

Неисправны всасывающие или нагнетательные клапаны

Очистить полость клапана, обеспечить герметичность

Плохая отсечка распыления, подтекание ЛКМ через горловину краскораспылителя

Недостаточное усилие запирающей пружины

Ослабло уплотнение клапана

Недостаточная герметичность иглы и седла клапана

Подтянуть гайку запирающей пружины краскораспылителя

Подтянуть уплотнение

Притереть

Нанесение лакокрасочных материалов аппаратами БР с раздельной подачей компонентов

На окрашиваемой поверхности наблюдаются полосы

Низкое рабочее давление

Повысить давление

 

Низкая температура материала

Проверить систему обогрева; увеличить температуру нагрева; увеличить время нагрева

 

Засорился распылитель

Произвести гидравлическую очистку сопла

 

 Износ, разрушение сопла

Заменить сопло

Распыление отсутствует

td style=centerwidth:25.0%;

Полимеризация маПоливинил- бутиральнаяp align=nbsp; pтериала в распылительной головке либо в шланге

Отсоединить элементы конструкции с полимеризовавшимся материалом и произвести прочистку

Дозатор останавливается, прослушивается постоянный выход воздуха в атмосферу

Изношено кольцо уплотнения пневматической части дозатора

Не переключился воздухораспределитель

Заменить кольцо

 

Переключить воздухораспределитель вручную

В системе основы или отвердителя не создается давление или наблюдается резкое колебание давления

Неисправны клапаны дозирующих насосов

Не работает насос низкого давления

Неисправны клапаны аккумулятора давления

Из расходного бака израсходован весь материал

(образовалась воронка)

Промыть клапаны

Перебрать клапан

Перебрать клапаны аккумулятора давления

Загрузить расходный бак

При включении нагрева не горит табло "Нагрев"

Неисправна лампочка

Заменить лампочку

Не выключается табло "Нагрев"

Плохой контакт в штепсельном разъеме

Зачистить контакты

 

Перегорели ТЭНы

Сгоревшие ТЭНы заменить

 

Вышли из строя датчики температуры

Заменить датчики температуры

Нанесение лакокрасочных материалов пневматическими краскораспылителями

Потеки, наплывы

Расстояние от пистолета до окрашиваемой поверхности слишком мало

Держать пистолет перпендикулярно к окрашиваемой поверхности на расстоянии 250-400 мм

 

ЛКМ наносится слишком толстым слоем

Наносить ЛКM тонким слоем

Рябизна, полосы

Краскораспылитель находится на большом расстоянии от окрашиваемой поверхности

Держать сопло распылителя от окрашиваемой поверхности на расстоянии 250-400 мм

 

Низкое давление воздуха в распылителе

Повысить давление в распылителе до 0,3 кгс/см2, в бачке до 1,5 кгс/см2(0,03 и 0,15 МПа)

 

При перемещении пистолета последующая полоса не захватывает или слишком перекрывает предыдущую

Перекрывать предыдущую полосу последующей одинаково ровно

Пузыри, поры, кратеры

Повышение давления воздуха

Уменьшить давление воздуха редуктором

 

Слой ЛКМ слишком толстый

Наносить ЛКМ тонким слоем

 

Из масловодоотделителя поступает влажный воздух

Прочистить масловодоотделитель

Появление капель воды или масла на окрашенной поверхности

Не работает масловодоотделитель

Спустить конденсат из масловодоотделителя, заменить масловодоотделитель

Сорность

Шланги краскораспылителя не промыты и засорены

Промыть шланги

Нанесение лакокрасочных материалов кистями

Потеки, наплывы, складки

ЛКМ наносится слишком толстым слоем

Наносить ЛКМ более тонким слоем

Рябизна, полосы, неукрытые места и штрихи от кисти

Плохо произведено окрашивание

Плохая кисть

Тщательно окрасить дефектные места

Сменить кисть

Сор на поверхности

Грязные кисти

Промыть и высушить кисти

 

Очень грязный пол или леса

Убрать сор, смочить пол

  Примечание: * Дефекты покрытий, появившиеся после высыхания краски, устраняются зачисткой, нанесение первого слоя по зачищенной поверхности производится после обезжиривания с полным соблюдением технологии окрашивания.
              

Приложение Е

     СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПИТЬЕВЫХ ЦИСТЕРН, 
СЕРТИФИЦИРОВАННЫЕ САНИТАРНЫМИ ОРГАНАМИ

          Наименование лакокрасочного материала

Количество слоев

Толщина покрытия, мкм

Б-ЭП-610

2

400

КО-42 (КО-42Т

4

150

 

В настоящей статье были представлены материалы из следующих источников:

1.       РД 31.28.10-97 Руководящий документ «Комплексные методы защиты судовых конструкций от коррозии», ЗАО "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота", 1997 году.

2.       Е.В.Искра «Лакокрасочные материалы и покрытия в судостроении. Справочник», 1984 г.

3.       Фотографии и документы, находящиеся в свободном доступе всемирной сети Интернет.

4.       Опыт разработки, производства и поставок лакокрасочных материалов ЗАО «Красочный мир» (г.Москва), ООО «ДВ КОЛОР» (г.Санкт-Петербург).

Если Вы заметили неточности в изложенном материалt, просим сообщить по контактным телефонам, указанным на сайте ЗАО «Красочный мир» (www.krasmir.ru). Спасибо!